пʼятниця, 2 жовтня 2015 р.

Экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Владислав Гинько считает, что конец «нефтяного блага...

Экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Владислав Гинько считает, что конец «нефтяного блага...

Экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Владислав Гинько считает, что конец «нефтяного блага» влечет серьезные изменения для бизнеса, но некоторые предприятия уже учатся работать и получать выгоду в новых условиях.

— Потеря «нефтяных иллюзий» ведет к структурным изменениям в экономике. В рамках импортозамещения появляются совершенно новые направления бизнеса, которые откровенно необычны для предпринимателей. Они не ожидали, что на них можно заработать. Самые очевидные изменения происходят в сельском хозяйстве. Это ведь не просто отрасль, где нужно посадить семенной фонд и сохранить урожай. Есть множество сопредельных сфер и возможностей для бизнеса.

Не буду выдавать коммерческую тайну, но могу с уверенностью сказать, что появился ряд совершенно новых направлений в химической отрасли, связанных с сельским хозяйством, где выручка растет на десятки процентов не в год, а в месяц. Рост происходит буквально с нуля или низких показателей. Раньше импортеры использовали различные инструменты для продвижения своей продукции, и у нас эти направления практически отсутствовали. Но сегодня из-за наших ответных мер, ослабления курса рубля и других факторов у сельского хозяйства открылось второе дыхание. Оно тянет за собой целый ряд направлений.

Ситуация меняется, и нужно искать возможности заработка, когда по факту сельское хозяйство выходит на первый план. Мы экспортируем сельхозпродукции на 20 миллиардов, это больше, чем приносит экспорт вооружений. У аграрной сферы есть потенциал выйти на второе место после нефтегаза. Подчеркну, что сельское хозяйство — это еще и развитие логистических центров, торговли, химической промышленности.

Иллюзии «нефтяного блага» приводят к тому, что бизнес иногда с трудом обнаруживает направления, на которых можно заработать. До недавнего времени проще было работать по направлениям, связанным с энергетикой, нефтегазом и смежными отраслями.

«СП»: — Что означает сокращение издержек, о котором говорил Алексей Улюкаев?

— Мы постепенно избавляемся от идеи, что зарплаты и прибыли будут расти очень быстрыми темпами. Приходит понимание, что мы более тщательно должны подходить к издержкам. Это влечет за собой, например, пересмотр количества сотрудников, которые работают в компаниях. Они стараются оптимизировать и сокращать штаты. На сотрудников перекладывается больше работы, но это повышает производительность труда. Больше заказов переводят на аутсорсинг.

Раздувание себестоимости будет жестко ограничиваться покупательной способностью населения. Когда наступают непростые экономически времена, покупательный и инвестиционный спрос не растет. Традиционные отрасли сталкиваются с тем, что для выживания на рынке, нужно заниматься сокращением издержек, как никогда ранее. Он становится более жестким, в небытие уходят целые направления, зато появляются совершенно новые и, скажу, весьма необычные.

Кроме того, бизнес будет более чутко реагировать на запросы клиента. Можно сказать, что своим рублем мы решаем судьбу того или иного вида бизнеса. Во время «нефтяного изобилия» у бизнеса были большие резервы и он не так остро реагировал на спрос. Но сегодня чтобы избежать банкротства, иногда нужны не миллионы, а десятки тысяч рублей. Поэтому предприятия будут бороться за каждого клиента, товары будут становиться более качественными. Конечно, для этого и потребитель должен проявлять высокую сознательность и понимать, что от его выбора зависит, какие производители останутся на плаву. Грубо говоря, не покупать самые дешевые, но некачественные товары.
«СП»: — Почему, как сказал министр, компании не спешат вкладывать средства, которые у них есть, в отрасли, которые означают диверсификацию?

— Иллюзия «нефтяного изобилия» позволяла открывать бизнес по накатанным направлениям. Теперь предприниматель должен научиться выбирать не только между альтернативами вложения средств, которые находятся прямо перед носом. Мы видим большое количество салонов красоты, парикмахерских, автомоек, химчисток, и малый и средний бизнес продолжают идти в эти сферы. Считается, что это проще и прибыльней.

Но в трудные времена бизнес должен рисковать и ориентироваться на спрос. Если клиент спрашивает новый товар, о котором ты ничего не знаешь, нужно начать изучать этот вопрос и ступать на новые территории. Пока у бизнеса, как и у граждан, есть некие накопления, и он не знает, куда вкладывать. Если инвесторы продолжат вкладывать только в традиционные направления, это только повысит риск банкротства. Нужно искать платежеспособный спрос, даже если он в новых сферах.

Структурные изменения происходят. Мы постепенно уходим от нефтегаза. В этом году уже менее половины бюджета будут наполняться за счет этой области. В экспорте доля топливно-энергетических товаров также снижается. Мне кажется, в таких условиях бизнес должен сам осваивать новые сектора и открывать новые рынки, а не ждать, что кто-то придет и объяснит, как и что делать.

Потребитель стал более рационален. Он не готов так часто посещать салоны красоты, он лишний раз не заедет на автомойку, не будет выкидывать большие суммы в ресторанах. Он более экономен. Но деньги у него есть, и бизнес должен понять, на что он готов их тратить.


http://svpressa.ru/economy/article/133099 
#Медведев #правительство #РАНХиГС #бюджет 

Немає коментарів:

Дописати коментар