"Доказать наверху, что указ не работает. Отменять!" Как гомельские ИП митинговали под облисполкомом9 комментариев
19 января 2016 в 6:00
Елена Бычкова / TUT.BY
Призывы прийти на большое собрание для проведения переговоров с властями появились накануне в соцсетях. В результате в понедельник к четырем часам вечера на крыльце облисполкома собралось более 600 человек. Люди требовали отмены указа № 222.
Как раз на понедельник в облисполкоме было запланировано совещание с председателями советов предпринимателей. Пока внутри одни ипэшники решали рабочие вопросы, другие снаружи устроили стихийный митинг прямо у входа.
С 1 января индивидуальные предприниматели должны торговать по новым правилам — на весь товар нужно иметь сопроводительные документы.
14 января о ситуации вокруг ипэшников, торгующих товарами легпрома, высказался президент. «С 1 января закончились их медовые годы, и надо работать в равных условиях, по соответствующим документам. Им надо понимать, что сертификация продукции, на которую мы пошли, — это первый шаг. Есть товар — все сопроводительные документы должны быть. Мы должны прозрачно торговать, и хватит вокруг этого какие-то козни устраивать», — заявил Александр Лукашенко.
15 января в Минэкономики прошла встреча представителей бизнеса и чиновников. Речь об отмене нашумевшего указа № 222 о сертификатах даже не шла.
Через несколько минут к предпринимателям вышла председатель областного комитета экономики Элеонора Карницкая. Чиновница предложила собравшимся не мерзнуть и переместиться для переговоров в теплый зал Дворца творчества детей и молодежи «Юность», расположенный по соседству. Однако предприниматели ответили, что к морозу им не привыкать, многие из них торгуют на рынке уже не один год и при любой погоде.
— Вот вы говорите, что мы на каникулах и у нас все хорошо, а мы пришли рассказать, как мы живем, — плотным кольцом обступили представителя облисполкома собравшиеся.
— У меня конфисковали товар на пол-миллиарда рублей, штраф заплатил, вот квитанция. Скажите, куда мне идти?
— Нас в городе 5 тысяч человек, куда вы нас все денете? — со всех сторон сыпались вопросы ипэшников.
Диалога не получалось.
Спустя полчаса замерзающие предприниматели начали скандировать: «Дайте работу!», после чего попытались пройти внутрь здания исполкома. Как раз к этому времени на крыльцо вышли прервавшие заседание представители бизнес-советов, а вслед за ними — и заместитель председателя облисполкома Болеслав Пирштук. Он тоже призвал собравшихся к конструктивному цивилизованному диалогу в теплом зале «Юности», к предложению чиновника присоединились и представители предпринимательских советов. После этого часть ипэшников все-таки отправилась к ДК, но многие так и осталась на крыльце.
Вчера ипэшники также пришли к зданию райисполкома в Новополоцке. Как приняла их власть — читайте здесь.
«Указ не хорош или плох, он просто не-вы-пол-ним»
— Нас интересует только один вопрос — отмена указа. Мы не говорим, что он хорош или плох, он просто не-вы-пол-ним! — уже в помещении начали с главного предприниматели.
Пирштук напомнил собравшимся, что указ принял президент и что на местах его можно только обсуждать. К чему незамедлительно и приступили собравшиеся.
Первым от имени ИП выступил член совета предпринимателей рынка «Давыдовский» Сергей Колпаков:
— Я слышал, что наши медовые годы закончились. Хочу сказать, что мед полезен, но в день по чайной ложке. Сам ем. Но если много есть, кое-что слипнется, как у некоторых в нашем государстве, в том числе у тех, которые пролоббировали этот указ. Вот их нужно лечить от медовой зависимости. Эти люди не должны разрабатывать законы для таких, как мы, мелкого бизнеса. Это все равно, что я выйду на ринг с Мухаммедом Али, — высказался предприниматель.
— Мы честные налогоплательщики, но вступает в силу указ — и мы становимся экономическими преступниками. Кто участвовал в его обсуждении? Верхушка олигархов. Почему это решали не ИП? — задает вопросы другой гомельский предприниматель Алексей Бойков.
«Все, кто хотел работать с белорусским товаром, он уже с ним работает. Ну что, нам всем торговать Conte?»
Методы, которые сегодня применяют контролирующие органы, ипэшники называют «драконовскими». Власть с ними согласилась. С тем, что перекосов хватает, а иногда виной выступает человеческий фактор и не всегда верное трактование представителями госорганов законодательства, согласился и заместитель председателя облисполкома. Высказался Пирштук и по поводу несоизмеримых нарушениям штрафов в отношении ИП: «200−500 базовых за небольшие нарушения — это никуда не годится, это драконовские штрафные санкции».
Также выступающие обратили внимание на то, что указ № 222 напрямую затрагивает не только их, а и тысячи других людей.
— Тут прозвучала цифра, что в Гомеле тех, кого коснулся этот указ — 6 тысяч. Но, думаю, эту цифру можно смело умножать на три. Почти у каждого из нас есть наемные работники. У меня продавец Марина одна семью кормит, а у второй — Инги — муж инвалид и сын студент. Они все тоже останутся без работы, — говорит предприниматель Светлана Громова.
— Вы прекрасно все понимаете, что работать под этим указом мы физически не можем. Россия не дает нам полного пакета документа, с которым мы можем спать спокойно. Единственный выход — работать с белорусским товаром. Но вы поймите, все, кто хотел работать с белорусским товаром, он уже с ним работает. Ну что, нам всем торговать Conte? Надо доказать наверху, что этот указ не работает. Его нужно отменять и только! — подытожила ИП Светлана Калачева.
В конце двухчасового диалога было решено создать инициативную рабочую группу. От ИП в нее войдут опытные люди, разбирающиеся в законодательстве, умеющие работать с документами. От исполкома — представители ИМНС, торговли, Госстандарта, городских властей.
К формированию состава своей группы предприниматели приступили сразу после окончания встречи.
Читать полностью: http://finance.tut.by/news481166.html
"Это не были медовые годы". Что сейчас происходит на рынках в регионах и что ИП будут делать дальше375 комментариев
18 января 2016 в 13:08
Станислав Коршунов / Ольга Комягина / Татьяна Матвеева / Елена Бычкова / Иван Яриванович / FINANCE.TUT.BY
На прошлой неделе в накалившейся вокруг ипэшников ситуации точку поставил президент. Отменять указ, обязывающий иметь документы на продукцию легпрома, не будут. Минэкономики провело совещание, где малому бизнесу обещали не проводить массовых проверок и снизить штрафы. Наши корреспонденты прошлись по рынкам в регионах в базарный день и посмотрели, что сейчас там происходит.
Брест: товар с документами стоит для покупателя на 30% дороже
В субботу, 16 января, на рынке «Брестский ЦУМ» тихо. Из нескольких сотен роллетов открыты около двадцати. Предприниматели, которые вышли на работу, скучают в ожидании клиентов, коих сюда заходит единицы. Да и те надолго не задерживаются. На рынке торговали в основном мобильной техникой и аксессуарами, игрушками, бытовой химией, обувью. Одеждой — единицы.
Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
На одном из опущенных роллетов возле входа на снегу риторический вопрос: «Где вы?». Внизу мелким шрифтом написали ответ: короткий, емкий, нелитературный. Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Пенсионер Татьяна Владимировна — предприниматель со стажем. Торгует мужской одеждой. В начале прошлого года она стала распродавать остатки и постепенно завозить товар с документами.
«У меня остатков были единицы. Я поставила по 100 тысяч коробочку в декабре и все продала», — говорит Татьяна Владимировна.
Сейчас женщина перешла на сертифицированную продукцию белорусского и польского производства. «У меня нет ни одной единицы (товара. — TUT.BY) без сертификата. У меня здесь личный купальник лежал с лета, в котором я в бассейн ходила, — и тот увезла домой, чтобы не придрались, — говорит Татьяна Владимировна.
Предприниматель Лилия торгует женской одеждой. Товар с документами берет у поставщиков в Беларуси.
«Мы целый год целенаправленно переходили на товар с документами. Это абсолютно не сложно. Надо просто найти фирмы, с которыми торговать. И все. Они в Беларуси есть и на оптовых рынках. Конечно, сейчас не так, как раньше. Раньше больше прибыль была. Но зато мы спокойны, мы с документами», — говорит предприниматель Лилия. По словам ипэшницы, товар с документами обходится потребителю примерно на 30% дороже.
Витебск: уедем отсюда всей семьей
Если честно, то даже не ожидали, что на Смоленском будет столько много закрытых роллетов в главном корпусе (под крышей) и такое количество пустых палаток на улице. В крытом здании в основном сегодня продают хозтовары, семена, посуду, аксессуары для телефонов и т.д. Одеждой и обувью торгуют единицы. Все эти люди очень растеряны, и даже не скрывают этого.
Фото: Игорь Матвеев
На Смоленском рынке еще не убрали новогоднюю мишуру, но праздничного настроения здесь она уже не создает. Фото: Игорь Матвеев
— Мы в шоке. После его (президента. — Прим. TUT.BY) заявления (о том, что у ИП закончились «медовые годы». — Прим. TUT.BY)… Люди надеялись. Теперь всё, поняли: точно конец. Некоторые еще держали тут свой товар, думали: а вдруг что-то изменится. А теперь уходят. В шоке и покупатели: им же теперь негде одеваться, — говорит молодой мужчина, который представился хозяином одного из роллетов.
— Что вы собираетесь делать дальше?
— Уезжать из Беларуси. Насовсем. Вместе с семьей. Мне здесь делать нечего.
Еще один предприниматель рассказал о своей попытке установить контакт с белорусским производителем легпрома:
— Нам заявляют: работайте с белорусскими предприятиями. Хорошо. Я связался с фабрикой в Пинске. И слышу: «Мы с мелкими ИП не работаем». Я же не могу взять у них фургон свитеров, когда мне от силы надо 50−60 единиц.
Гомель: процентов 20 ипэшников перейдут на белорусское, а часть — уедет в Россию
С десяток ИП прервали свой отпуск и пришли на рынок «Центральный», чтобы торговать по новому, прозрачному, но пока такому непонятному закону. Екатерина Павловна продает спортивные синтетические трико отечественного производителя. Нововведения ее бизнеса не коснулись, свой товар она берет на белорусской фабрике, но ипэшнице от этого не легче.
— Раньше люди идут на рынок за чем-то — и возле моего товара остановятся. Могла и 15 штук за день продать, а сегодня только двое штанов купили, — сетует женщина и явно уже не впервой принимается за обсуждение набившей оскомину темы. В качестве наглядного примера приводит свою же продукцию. — Ну посмотрите на мои штаны. Разве ж на них молодежь обратит внимание? Только пенсионеры да рабочие покупают. Нужно было сначала свою легкую промышленность подтянуть, а потом уже указы выпускать.
Фото: Иван Яриванович, TUT.BY
Продавец признается, что ее товар хоть и с документами, но не сильно привлекает покупателей. Фото: Иван Яриванович, TUT.BY
Предприниматель Юрий, напротив, считает, что у отечественного производителя немало достойных экземпляров. Взять хотя бы мужские пальто одной белорусской фабрики, которыми он торгует здесь вот уже почти двадцать лет. Юрий не исключает, что в теперешних условиях многие его коллеги также заинтересуются белорусскими товарами.
— Думаю, процентов 20 пойдет по нашему пути теперь. Часть уйдет, а часть — поедет торговать в Россию, — прогнозирует дальнейшее развитие событий мужчина.
Под грохот закрывающегося роллета Галина и Игорь тащат к выходу торгового центра «Виктория» огромные баулы с джинсами. Свой товар они долго не вывозили, но теперь уже надеяться не на что.
— Хорошо, что власть наконец ответила и мы уже не в подвешенном состоянии, а знаем, что теперь точно все. А с другой стороны — куда нам сейчас идти? Почти 20 лет на рынке, я по образованию медик, но за эти годы квалификацию потеряла. Мы ведь только в последний год перебрались в торговый центр, а так всю жизнь работали на рынке, в жару и холод, без выходных и отпусков. И, поверьте, это не были медовые годы.
Гродно: подождем до конца месяца, может, ситуация изменится
Именно здесь, на Центральном рынке Гродно, когда-то началась массовая торговля привозной одеждой. На нижней площадке всегда торговали одеждой и обувью, но сейчас прилавки непривычно пусты. И только несколько предпринимателей продают джинсы, постельное и нижнее белье. Кроме них стоят группки неработающих ипэшников, которые обсуждают сложившуюся ситуацию.
Ольга Комягина
Предприниматели шутят, что их стало на рынке слишком много, а теперь конкуренции будет меньше. Фото: Ольга Комягина
— В конце месяца тут будет больше торгующих, потому что многие все-таки оформляют или уже оформили необходимые документы, — говорит парень, торгующий джинсами. Сертификаты он сделал еще месяц назад.
— А что делать? Жить же как-то надо.
На вопрос, поднялась ли цена на его товар, отвечает утвердительно и приводит пример. Раньше джинсы у него стоили 300 тысяч белорусских рублей, а сейчас, с учетом всех затрат на сертификацию, цена поднялась до 400. О том, что они будут торговать по новым, более высоким ценам, говорят и другие предприниматели. Правда, многие из них сертификаты пока не оформляли.
— Все-таки подождем конца месяца, может быть, ситуация изменится, но в это уже мало верится, — молодой человек только качает головой.
— А что будете делать дальше? — спрашиваю у женщины, которая переупаковывает товар в одном из боксов.
— Если честно, не знаю. С одной стороны, если я оформлю сертификаты, то покупать у меня станут меньше, с другой стороны, без них работать уже нельзя, а непроданного товара еще много.
— Если не будете продолжать работу, куда денете товар? — я рассматриваю коробки с маечками и платьями.
— Раздам бедным, — смеется женщина, а потом серьезно добавляет, — пойду по друзьям и знакомым и предложу им купить одежду по себестоимости.
Один из торгующих предпринимателей то ли в шутку, то ли всерьез заметил:
— Даже стало как-то посвободнее. Будет меньше конкуренция, а люди будут возить более качественный товар. Нас тут на рынке слишком много было. Посмотрим, как все будет дальше.
Читать полностью: http://finance.tut.by/news481079.html
Немає коментарів:
Дописати коментар